Четверг, 25.04.2024, 15:56
Приветствую Вас, Гость
Включить версию для слабовидящих

                 Развиваем речь ребёнка в домашних условиях

      Многие родители, которых, естественно, волнует развитие их детей, задаются вопросом: когда необходимо начинать заниматься развитием речи? Как помочь в этом своему ребенку? Как начать развитие речи ребенка в домашних условиях? Какие есть методики и насколько они эффективны? Мы попробуем ответить на эти вопросы. Никто точно не скажет вам, в каком возрасте стоит начинать заниматься развитием речи вашего ребенка в домашних условиях, но с чем согласятся все педиатры – это то, что уже с самого рождения необходимо начинать общение с вашим малышом, разговаривать с ним. «Фундамент» речевого развития складывается из первых контактов родителей с ребенком: ласковые прикосновения, нежные слова и разговоры родителей, улыбки и колыбельные. Не отвлекаясь от повседневных домашних дел, разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему про окружающий мир, пойте, спрашивайте – вовлекайте его в разговор, даже если его ответом будет крик или любопытный взор.

                  Развитие речи в первые полгода жизни ребенка

Уже спустя шесть месяцев ваш малыш начинает понимать вашу речь. В этом возрасте формируется новый этап общения между малышом и родителями – он активно изучает внешний мир, слушает речь родителей и запоминает ее. При этом ребенок может понять сказанное слово, но, конечно, пока не готов его воспроизвести – этот процесс еще называют формированием пассивного словарного запаса. Для развития речи ребенка в домашних условиях, в возрасте шести–семи месяцев, очень важно проявлять эмоциональную составляющую речи – читать стихи, рассказывать сказки, меняя при этом тембр голоса, тон и силу звуков. Не забывайте также начинать развивать мелкую моторику рук, делая массаж ручек и ножек каждый день.

                   Развитие речи ребенка в 8-9 месяцев

В этом возрасте ребенок уже активно начинает повторять звуки, которые он часто слышит, появляются первые: «ма» - «па». Ребенок начинает живо реагировать на вопросы: «Кто твоя мама? А где твой папа?», указывая на своих родителей, или отвечает своим вниманием, если называют его имя. Ему легко найти свои любимые игрушки при упоминании. В этом возрасте важно поддержать развитие речи ребенка, повторяя с ним небольшие слова или слоги, рассказывать потешки или зачитывать стихи.

                    Развитие речи в годовалом возрасте

Словарный запас к первому году жизни ребенка может составлять около десяти слов. При этом ему достаточно легко повторять все новые слова и звуки, хотя самостоятельно он их не использует. У детей формируется «свой язык», который понятен только им и иногда родителям. Обычно это происходит в полуторогодовалом возрасте. В этом возрасте стоит постепенно переключаться также на рисование красками, карандашами, лепнину пластилином, шнуровки и пальчиковый театр, который позволит начинать развивать сенсомоторику. Но не стоит забывать разговаривать с ребенком и читать вместе книги.

Для развития сенсомоторики предложите малышу усадить любимые игрушки в зрительном зале и, расположив героев на каждом пальчике ребенка, попросите малыша показать представление-спектакль, помогая ему в озвучке и управлении героями. Чтобы ребенок начинал самостоятельно развивать мысль, разговаривая, делайте паузы в речи.

Что поможет развить интерес и любознательность вашего ребенка? Шнуровка! Кроме отличного решения по развитию моторики и глазомера малыша она способствует активизации речевых навыков ребенка.

Все средства хороши! И широко применимы. Так, пластилин, карандаши, фломастеры и краски, развивающие мелкую моторику, одновременно выступают средством для развития творчества ребенка. Помогайте малышу нарисовать круг, треугольник, просто линию, пускай он займется раскраской персонажей в книжке-раскрашке, лепит из пластилина колобка, колбаску и разделяет ее на несколько частей.

                    Развитие речи трехлетнего ребенка

В возрасте трех лет ребенок начинает активно использовать свою речь. Все игрушки, которые надо собрать-разобрать: различные конструкторы, кубики, мозаика, другие сборные модели – позволяют ребенку не только развивать его моторику пальчиков, но и более активно разговаривать. Малыш называет изображенные на кубиках объекты, рассказывает, какой высоты будет построена его башня, расскажет обо всех жителях возведенного дома и станет непосредственным членом этого дома, взяв на себя роль заботливой мамы или доброго доктора. В таких ролевых играх пассивный запас слов ребенка начинает превращаться в активный.

Это очень важно начинать общаться со своим ребенком с его первых дней – петь ему песни, читать стихи, играть в игрушки. И совсем скоро он обрадует вас правильной и эмоциональной речью.

Игры по развитию речи детей от 2 до 4 лет

Разговариваем по телефону (Возраст: 2-3 года)
Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами.
Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый.
Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает.
Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами "да" и "нет", постепенно вводя более сложные вопросы.
Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом. 

Отвечаем на вопросы (Возраст: 2-4 года.)
Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его по какому-то вопросу, что какого цвета или где большой дом, а где маленький. А реально интересоваться его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления.
Постарайтесь подключить в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами.
В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками), задавайте от лица "своего" персонажа массу вопросов персонажу ребенка.
Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее.

Что бывает…. Какое бывает… (Возраст: от 3 лет.)
Начните игру словами:
"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)..

Или наоборот:
"Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах.
"А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?"
Или так:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…

Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Отводить специальное время для них не стоит.
Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

Что сначала, что потом (Возраст: от 3-4 лет.)
Познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.
Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:
сначала чай наливают, потом пьют
сначала человек ложится спать, потом встает
сначала самолет взлетает, потом…
сначала птичка откладывает яичко, потом…
Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.
Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные" фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:
сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить,
сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот…
Поменяйтесь ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.

Что будет, если…(Возраст: от 3-4 лет.)
Еще одна устная игра.
Вы задаете вопрос - ребенок отвечает.
"Что будет, если я встану ногами в лужу?"
"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями.

Что можно делать с … С чем можно делать… (Возраст: от 3-4 лет.)
Вы начинаете:
"Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…", "Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще..." - ребенок продолжает.
Или:
"Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…", "Пить можно воду, молоко, сок, а еще…".
Или:
Чай пьют, а печенье едят.
На кровати лежат, а на стуле сидят.
Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.
Рубашку шьют, а шарф …
Котлеты жарят, а суп…
Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.

Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.

Кто что делает (Возраст: от 3-4 лет.)
Правила - аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.
Начало может быть таким:
"Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…."
"Чайник - свистит, кипит,…"
"Машина - едет, гудит, светит,…"
"Снег - идет, тает,…"
"Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,…"
Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
И лягушка, и зайчик - прыгают.
И птица, и муха летают.
И снег, и дождь выпадают на землю.
И снег, и лед - тают.
Или много предметов на одно действие:
"Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …"
"Едет - машина, поезд, велосипед, …"
"Тает - мороженое, лед, …"
Или задания, имеющие только один ответ:
"Кто чинит сапоги?"
"Кто печет пироги?" и так далее о других профессиях.
"Кто хоботом пьет воду?"
"Носит грибы на иголках?" и т.д. 

Что где? Кто где?  (Возраст: от 3-4 лет.)
Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.
Что есть у нас на кухне?
Что есть у нас в прихожей? И так далее.
Где у нас стоит телевизор?
Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке). 
Потом "отправиться" в путешествие.
Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?
Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…

Что внутри? (Возраст: от 3-4 лет.)
Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.
дом - стол,
шкаф - свитер,
холодильник - кефир,
тумбочка - книжка,
пузырек - лекарство,
кастрюля - суп,
дупло - белка,
улей - пчелы,
нора - лиса,
автобус - пассажиры,
корабль - матросы,
больница - врачи,
магазин - покупатели.

Угадай, кто это? (Возраст: от 3-4 лет.)
Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

Больше, чем… Меньше, чем (Возраст: от 3-4 лет.)
Взрослый ставит задачу:
"Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем я назвал."
Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее.
Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.

Один - много… (Возраст: от 3-4 лет.)
Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка.
"Стол - столы, сковородка - сковородки, кот - коты, сын - сыновья, дом - …., рот - … и так далее".
Вариант: "Стол - много столов, нос - много носов, дочь - много дочерей, …"
Сначала не старайтесь запутывать ребенка - давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе.
Вариант для детей, хорошо знающих порядковый счет:
"Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов…" (до пяти, или до десяти, или пока не собьется)
Можно и наоборот:
"Двадцать пять столов, двадцать четыре стола, двадцать три стола, двадцать два стола, двадцать один стол…" и так далее до одного или пока не собьется.
Слова для этих игр могут быть подобраны совершенно произвольно, то есть, что вам в голову взбредет, то и называйте. Но можно ориентироваться на какую-либо тему. Заранее скажите ребенку, что вы с ним находитесь в лесу, или на кухне, или в магазине одежды. И если вы назовете предмет, которого здесь (в лесу, на кухне, в магазине) быть не может, малыш не должен поддерживать игру. Поэтому надо быть внимательным

Учитель - логопед МДОУ  - Дубягина И.П.