Вторник, 19.03.2024, 09:10
Приветствую Вас, Гость
Включить версию для слабовидящих

                                                                   

 

 «Песочная терапия в детском саду».

                                                                                                                                                                                                                                      «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» 

К. Д. Ушинский

Все мы в детстве играли в песок, лепили разные  и интересные фигурки, рисовали пальчиками загадочные узоры, строили величественные замки  и даже не подозревали, какими важными и полезными свойствами обладает это ископаемое! Песок для малышей обладает некой магической силой. В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку. 

В педагогической практике воспитатели стали активно использовать песочную терапию не только на занятиях с детьми, но и в свободной деятельности. Для этого в групповых комнатах нашего детского сада были организованы  песочницы, что позволяет ребятам наслаждаться игрой с песком круглый год и прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Песочная терапия замечательно развивает мелкую моторику, песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев, фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.

 Работа с песком успокаивает – в нем как - будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас и наших воспитанников позитивными эмоциями.

Воспитатель МДОУ ДС №14 «Солнышко» г. Буденновска

Верещакова М.А.

29.11.2021 год

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Формирование трудовых навыков в детском саду и дома»

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми у ребёнка на глазах, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной работе со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы.

      Участие в хозяйственно- бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

      В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления детей о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему.

      Если ребенок правильно воспитывался, то в 4 года он уже почти полностью самостоятелен в самообслуживании: умывается, одевается, убирает свою одежду, игрушки, у него уже есть опыт посильной помощи членам семьи, опыт выполнения разнообразных поручений (полить комнатные растения, принести нужную вещь, поставить на стол хлеб, соль и т.д.) Однако эти навыки еще не совершенны. Необходимо контролировать детей: чисто ли вымыли руки, аккуратно ли оделись, причесались…

      Стремление детей мастерить, конструировать, изготовлять игрушки из природного материала, да и вообще всякий ручной труд надо поощрять, помогать ребенку овладеть навыком, но при этом надо учить его аккуратности.

      Большая требовательность должна предъявляться и к внешнему виду детей. Нужно воспитывать у ребенка потребность выглядеть опрятно, но делать это следует не в форме замечаний и упреков, а спокойно обратить внимание на то, что у него, например, расстегнута рубашка или развязался шнурок, и обязательно добиться, что бы он исправил эти недостатки. В воспитании опрятности, аккуратности у ребенка хорошо использовать произведения детской художественной литературы:  

«Мойдодыр» К.Чуковского, «Девочка чумазая» А.Барто. Шутливое сравнение с героями этих произведений может подействовать на ребенка лучше всякой нотации.

      Важнейшей задачей трудового воспитания является переход от труда только для себя к труду для других. Например, принести что-нибудь, убрать игрушки, полить цветы, покормить домашнее животное и т.п. Когда навыки выполнения становятся достаточно прочными, оно может стать как бы обязанностью ребенка. Ребенок должен выполнять эту работу постоянно, без напоминаний.

      Мать говорит ребенку: «Ты уже хорошо умеешь накрывать стол. Теперь эту работу ты будешь делать всегда. Как я скажу: «завтракать» или «обедать», ты неси на стол все, что нужно». Конечно, при этом контроль и помощь взрослых необходимы. Проявление у детей постоянных дел, за поручение которых они несут ответственность, дисциплинирует их, приучает к порядку.

       Надо иметь в виду, что ребенок может забыть о своей обязанности или вдруг отказаться от работы. Нужно ему напомнить, вызвать интерес к делу, ставшим привычным. Например, раньше мать сама вынимала из серванта посуду, и ребенок ставил ее на стол. Теперь он может сделать это самостоятельно.

      Удачное выполнение задания должно быть отмечено. Вообще, нужно замечать желание ребенка помочь, быть полезным взрослому, следует хвалить ребенка за хорошо выполненную работу и стремление к трудовой деятельности. Однако нельзя возводить каждую маленькую услугу ребенка чуть ли не в подвиг. Он может считать, что помощь, оказанная им родителям - большая заслуга, и будет каждый раз ждать похвалы. Оценивая труд детей, важно прежде всего отмечать затраченные ими усилия, старательность.

       Уже в дошкольном возрасте у детей возникают общественные мотивы труда. Поручая им какое-либо дело, разъясняют его значение для окружающих людей. Особую роль играет участие ребенка в труде совместно со взрослыми. Например, во время уборки квартиры – этого распространенного вида труда- ему можно поручить стереть пыль с некоторых предметов, полить растения, обратить внимание на то, у каких растений можно протирать листья, а у каких нельзя. Здесь контроль и указания взрослых необходимы.

      Особенно любят дети помогать родителям во время приготовления пищи. Им можно поручить вымыть овощи, фрукты, вырезать печенье из раскатанного взрослым теста, лепить пирожки, пельмени, вытереть ложки, чашки. Хотя помощь эта условна, ребенку она представляется значительной, и он гордится своим участием в труде взрослых.

       Углубить и закрепить представление детей о труде взрослых, воспитывать интерес и уважение к нему поможет детская художественная литература, такие произведения, как «Что я видел» Б.Житков (первые главы), «Айболит» К.Чуковский, «Пожар» С.Маршака и др.

      Если на протяжении всего дошкольного детства родители уделяют должное внимание трудовому воспитанию детей, у них формируются трудовые навыки, ответственное и эмоционально- положительное отношение к делу.

ПАМЯТКА

«Руководство трудовой деятельностью дошкольника»

  • Родители должны поддерживать стремление детей оказывать им посильную помощь в домашнем труде – этому учат в детском саду.
  • Порученная ребенку работа должна быть для него посильной. Чтобы выполнить ее, ребенку придется приложить усилия, но он не должен переутомляться. Лучше прервать работу, когда у ребенка еще есть желание продолжать ее, а после отдыха, предложить закончить ее.
  • Большую роль играет оценка взрослым результатов детского труда. Похвалы заслуживает, прежде всего, старание ребенка, стремление сделать порученное хорошо. Следует не просто сказать «молодец», «хорошо поработал», а конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему еще не совсем удалось.
  • Недопустимо наказывать трудом: «За то, что ты насорил, теперь сам будешь все убирать». Ребенка необходимо приучить к тому, что, если он что- то разлил или, играя, занимаясь, насорил, он сам должен все убрать.
  • Труд для ребенка должен быть радостью. Труд может быть наградой: «Ты научилась быть аккуратной, - говорит мама дочке. – Теперь я позволю тебе вытирать чашки и блюдца».
  • Труд приносит радость, если ребенок добивается положительного результата, и, наоборот, частые неудачи могут вызвать неприязнь к труду. Надо показать ребенку правильные приемы работы, терпеливо учить, подбадривать, отмечать успехи.
  • Необходимо формировать у ребенка нравственные мотивы труда: выполнять поручение, чтобы оказать помощь кому-то, проявить заботу, доставить радость.

 

Желаем успехов!

                                                                         Воспитатель  Л.Г.  Доценко